Покров Пресвятой Богородицы. Октябрь 1

       "Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога" - это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери. Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке.

В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную.

Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его чад жалившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал "паче лучей солнечных". Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: "Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?" Епифаний ответил: "Вижу, святый отче, и ужасаюсь". Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению.

"Царю Небесный, - глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, - приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан". Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, "долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там". Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.

      В русском Прологе ХП века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: "Се убо, егда слышах - помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая". В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: "С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя". Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту.

В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).


      В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем".

РАДУЙСЯ, РАДОСТЕ НАША, ПОКРЫЙ НАС ОТ ВСЯКОГО ЗЛА

ЧЕСТНЫМ ТВОИМ ОМОФОРОМ

Образ Богородицы занимает исключительное место в православной духовности.

С самых древних времен Церковь видела в Богоматери великую Молитвенницу за человеческий род, чувствовала глубокую веру в Ее Покров, простертый над миром. Она - Заступница Усердная, нерушимая Стена, Всех скорбящих Радость, Целительница, Споручница грешных, Благодатное Небо, Живоносный Источник, Нечаянная Радость, Умягчение злых сердец, Спорительница хлебов, Утоли мои печали, Взыскание погибших, Неувядаемый Цвет, Недремлющее Око, Избавительница, Утешительница скорбящих, Скоропослушница, Благоуханный Цвет, В скорбях и печалях Утешение, Помощь в родах, Сладкое Лобзание.

Она - Прибежище всех матерей мира и учит жить в совершенной преданности воле Небесного Отца. Не страхом, не угрозами, а одной любовью и безграничным милосердием ведет людей ко Христу Богоматерь, Она жалеет человечество великим всепрощающим состраданием.

Дева Мария на руках Своего Сына была вознесена к великому Престолу.

Пред Успением Своим Богоматерь говорила плакавшим перед Нею христианам, что теперь, всегда видя Сына Своего, Ей будет легче помогать людям.

Время лишь усиливает почитание Пресвятой Девы. Иногда, чувствуя свою греховность, мы не смеем обращаться к Богу. В эти дни сомнения, тоски и горя мы находим благую Утешительницу в Матери Божией, убежденные в том, что Она никогда не отвернется от нас.

Благословенна сила веры, преклоняющая во прах нашу суетную гордыню и разливающая Божественный свет и небесную тишину в душах пред простым образом Святой Богоматери.

В начале XII века из Константинополя в Киев в дар от патриарха Луки Хризоверга была привезена икона Божией Матери. Дар этот символизировал переемство двух культур - византийской и русской, теснейшую духовную связь двух миров - греческого и славянского.

Из Киева в новую столицу - Владимир эту икону перенес князь Андрей Боголюбский, за иконой закрепляется имя "Владимирская икона Божией Матери".

Россию можно назвать Богородичной страной, в истории христианства немного стран ощущали такую тесную связь с Богоматерью, отдавая себя под Ее покровительство. В числе этих стран Грузия. Эта земля, по Преданию, выпала Марии по жребию, но пошел туда на проповедь апостол Симон Кананит, а Божия Матерь обещала Грузии Свое покровительство. В Польше Богородица почитается Королевой страны, в средние века Ливонию (ныне часть Латвии) папа Иннокентий III назвал "Терра Мариана" - земля Марии.

С принятием Христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа. Одна из первых церквей в Киеве - Десятинная, построенная еще при князе Владимире, посвящена Богородице. В XII веке Андрей Боголюбский ввел в русский церковный календарь праздник - Покров Пресвятой Богородицы, выразив идею покровительства Божией Матери Русской земле. В XIV веке миссию града Богородицы возьмет на себя Москва, Успенский собор в Москве будет именоваться Домом Богородицы, с этого времени Русь осознает себя посвященной Деве Марии.

За десять веков христианской культуры в России создано множество икон Богоматери. Иконы Богоматери отличаются от икон других святых и ангелов разнообразием иконографических типов, их количеством и интенсивностью почитания. Календарь Русской Церкви насчитывает около 300 икон Богоматери, прославленных чудесами и литургически празднуемых. Сергиевская Минея 1901 года издания перечисляет 700 наименований Богородичных икон.

Иконописная традиция использует сведения о жизни Богородицы из Евангелия, где Она участвует в событиях связанных с земным путем Христа; отдельные эпизоды жизни Марии - из апостольского Предания, нашедшего частичное отражение в апокрифических источниках (Рождество и Детсво Марии в Протоевангелии Иакова, Успение - в Евангелии от Никодима).

На основе Писания и Предания сформировались Богородичные праздники, создалась иконография праздников: Рождества Пресвятой Богородицы, Введения во храм, Благовещения, Рождества Христова, Крещения, Сретения, Воскресения, Сошествия Святого Духа, Успения, Покрова. Богословская традиция, видевшая в Ветхом Завете прообразы Нового Завета, оказала влияние на сложение Богородичной иконографии. Как через женщину вошли в мир грех и смерть, так через Богоматерь приходит спасение, рождается Спаситель. Непослушание одной искупается послушанием другой.

 

 

Сайт создан в системе uCoz